Сайт педагога-психолога

МОУ "СОШ №45" г. Златоуста

Каким он станет первоклассником?

Однажды я спросила пятилетнего сына своей близкой знакомой, золотой медалистки и блестящей студентки: «Какие оценки ты будешь получать в школе?», и в ответ услышала: «Тройки».

Заметив мое недоумение, малыш пояснил: «Единица – самая маленькая оценка, пятерка – самая большая, а тройка – самая лучшая!» Мама этого рассудительного ребенка, улыбаясь, прокомментировала: «За сына я спокойна, к школе он готов»

 

Готовность бывает разная

К сожалению, не все родители первоклассников столь оптимистичны. Даже если малыш уже переступил порог школы, мы все равно порой поглядываем на ребенка с сомнением и тревогой: не рановато ли мы выпустили его во «взрослую» жизнь, не слишком ли он мал, чтобы каждый день носить ранец и дисциплинированно сидеть за партой, готов ли он к этому?

 

Вот тут-то и надо разобраться, что означает понятие «готовность к школе». Специалисты вкладывают в этот термин гораздо больше смыслов, чем родители, не изучавшие специально такой вопрос. Конечно, для того, чтобы выдерживать новые, непривычные нагрузки, малыш должен достигнуть определенной физической, или антропологической, зрелости.

 

Имеется в виду уровень развития его тела: рост, длина туловища и конечностей. Существует простой тест на определение физической готовности ребенка к школе: если малыш легко может сомкнуть поднятые руки у себя над головой, значит, уровень зрелости его организма вполне позволяет приступить к учебе. Однако это вовсе не значит, что ребенку гарантирована прекрасная успеваемость. Для того чтобы стать по-настоящему хорошим учеником, малышу необходимо серьезно постараться. И без помощи взрослых ему не обойтись.

 

Эрудиция – не самое главное

Родители будущих первоклассников часто стремятся еще до начала учебы «вооружить» своих чад как можно большим количеством знаний, совершенно справедливо полагая, что ребенок должен быть интеллектуально готов к школе. Но современный мир устроен так, что на малышей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому ребенок может страдать от чего угодно, но уж никак не от недостатка образов и знаний.

Проблема в другом: очень часто, получая обилие впечатлений, малыш не умеет их систематизировать, обобщать, выстраивать даже простейшие аналогии. А между тем именно умение совершать мыслительные операции и определяет интеллектуальную готовность ребенка к школе. Еще одна распространенная причина спешной «подготовки» малыша к занятиям – тестовые проверки зачисленных ребят, предусмотренные в некоторых школах. Родителям не стоит бояться этой процедуры: ребенка никто не экзаменует. Психологи лишь помогают родителям лучше понять своего малыша и подобрать для него наиболее подходящую систему обучения.

 

Для того, чтобы проверить, насколько умственное развитие малыша позволяет начать учебу в школе, можно предложить ему вопросы теста, разработанного психологом Ярославом Йирасиком :

Какое животное больше – лошадь или собака?

Утром вы завтракаете, а днем …

Днем светло, а ночью …

Небо голубое, а трава …

Черешни, груши, яблоки, сливы – это …

Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Что такое Москва, Ростов, Киев?

Который час показывают часы?

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это...?

Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что в них одинакового?

Почему во всех автомобилях есть тормоза?

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…

Какие ты знаешь транспортные средства?

Чем отличается старый человек от молодого?

Почему люди занимаются спортом?

Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Почему на конверт нужно наклеивать марку?

Не надо специально «заниматься», «натаскивать», просто разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите, что его интересует, отвечайте на вопросы и поощряйте их возникновение.  Это обязательно поможет расширить кругозор будущего школьника и предупредить трудности с учебой.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz