| ||||||
|
| |||||
Зачем ему идти в школу?
Конечно, неплохо, если будущий первоклассник многое знает, умеет читать, писать и считать. Особенно если учесть, что сегодня большинство приходящих в школу малышей уже владеет этими навыками, поэтому для ребенка, не освоившего их, существует риск сразу оказаться в позиции отстающего.
И все-таки, проблема решаема, если у малыша есть стремление учиться, развита воля, если он в состоянии концентрировать внимание на задании и объяснении учителя, принимает новые для себя обязанности, умеет управлять своим поведением. А это значит, что практически любые пробелы в знаниях первоклассника восполнимы, если у него сформирована личностная готовность к обучению.
Практика показывает, что в этом смысле наиболее приспособленными к школе оказываются дети, посещавшие не только детский сад, но и спортивные секции. Ведь занятия спортом, пожалуй, лучше всего дисциплинируют маленьких непосед, учат подчиняться правилам и осознанно контролировать свои действия. Именно этого умения и не хватает большинству малышей, поэтому, кстати, и проблема готовности к школе стала так актуальна в последние годы.
Ведь обстановка, в которой растут современные дети, сильно отличается от нашего собственного детства. Многие родители с ностальгией вспоминают те времена, когда в больших дворах многоэтажных домов по вечерам собирались шумные разновозрастные компании, затевали масштабные игры в прятки, «казаки-разбойники» или «съедобное – несъедобное». Обычно эти забавы возглавляли старшие дети, которые требовали подчинения от малышей, ревностно следили за выполнением правил, а тех, кто отказывался соблюдать их, из игры выгоняли.
Менее приятные воспоминания у сегодняшних мам и пап связаны с детскими садами, которые они посещали: в переполненных группах воспитатели были вынуждены вести себя достаточно жестко, чтобы добиться от детей послушания и сохранить контроль над ними. К счастью, в наше время в детских учреждениях принят более деликатный и гуманный подход к малышам, а за повышение голоса на ребенка воспитательница может даже лишиться работы.
Кроме несомненных плюсов у такой ситуации есть и минусы: маленький человечек, интересы и права которого ценятся превыше всего, оказывается не готов преодолеть свой природный эгоизм, и, поступив в школу, он испытывает серьезные проблемы из-за неумения подчиняться.
Другой важный компонент личностной готовности – это мотив, то есть собственно то, что побуждает ребенка к учебе. Как правило, ее зачатки формируются довольно рано, особенно у малышей, посещающих детский сад. Одна юная особа на вопрос: «Сколько тебе лет?» отвечала с горестным видом: «Четыре года. Жду, когда в школу пойду». А к шести-семи годам уже большинству малышей не терпится приступить к обучению. Но если присмотреться внимательнее, то далеко не во всех случаях желание ребенка пойди в школу означает, что он действительно готов к учебе.
Чтобы разобраться, что же на самом деле движет малышом, когда ему не терпится стать школьником, можно использовать элементы методики Гинзбург для исследования мотивации учения у первоклассников. Предложите ребенку послушать рассказ:
Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я бы все равно учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до этого был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем хочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».
Спросите у малыша, кто из детей, по его мнению, прав и почему? Если ребенок выбирает первую реплику, значит, у него сформирована так называемая «внешняя» мотивация к учению. Необходимость ходить в школу такие малыши обосновывают для себя чем-то, не имеющим прямого отношения к самой учебе, например, настоятельной просьбой мамы или увлекательной дорогой в школу на троллейбусе. Понятно, что эти мотивы не могут обеспечить стойкого интереса к знаниям и хорошей успеваемости.
Немногим лучше дело обстоит, если ребенок считает верным третье высказывание. Школа в его понимании мало отличается от детского сада, и главное ее достоинство – большая компания сверстников, возможность поиграть и повеселиться. Этого мотива (психологи называют его игровым) тоже недостаточно, чтобы успешно учиться.
А вот дети, которые предпочли шестое мнение, нацеленные, прежде всего, на получение оценок, в начальной школе вполне могут быть среди лучших учеников класса. Но со временем материал становится все сложнее, и ребенку оказывается не под силу успешно освоить его. Проблема в том, что у этих детей (разумеется, под влиянием взрослых) выработался интерес к получению «пятерок», а не знаний, или, говоря психологическим языком, произошел «сдвиг мотива на цель». Общаясь с такими первоклассниками, родителям стоит отказаться от вопроса: «Какие оценки ты сегодня получил?», гораздо продуктивнее интересоваться: «Что ты сегодня узнал нового?»
Четвертое высказывание обычно выбирают малыши, у которых сформирован так называемый позиционный, или статусный, мотив к школьному обучению. В большинстве случаев психологи дают благоприятный прогноз развития этих детей. Ведь малыши так гордятся званием школьника и изо всех сил стараются ему соответствовать! А положительное отношение к учебе – это верный способ добиться в ней успеха.
Если вашему ребенку оказались наиболее близки пятое или второе мнения, значит, у него сформирована правильная учебная мотивация (малыш ценит сам процесс получения знаний и те преимущества, которые дает образование в дальнейшей жизни). Вы можете не опасаться за ребенка: скорее всего, ему не грозит нервный стресс от учебных перегрузок или отставание от одноклассников в освоении программы.
Надо сказать, что мотивационная готовность к учебе у будущего школьника не является чем-то неизменным и взявшимся непонятно откуда – она постепенно формируется у малыша самими родителями. Проанализируйте, что вы говорите своему чаду перед началом занятий: «Будешь плохо учиться – я очень расстроюсь» или «В школе ты найдешь много друзей», а может « Без «пятерок» домой не возвращайся»? Тогда искаженные представления ребенка о школе – это вовсе не его вина. Поэтому для того, чтобы малыш был готов к учебе, вы сами должны правильно представлять, для чего же она ему нужна. Почаще говорите ребенку, как интересно каждый день узнавать что-то новое, как школьные предметы помогут ему ориентироваться в мире взрослых, например, изучая математику, малыш сможет САМ ходить в магазин, а знания русского языка помогут, наконец, самостоятельно читать письма от бабушки, не дожидаясь ничьей помощи! Словом, пробудить у ребенка живой интерес к учебе вполне в ваших силах. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |