ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА
Период развития детей от 11 – 12 до 15 – 16 лет. Свойственно бурное физиологическое, психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.
ПОДРОСТОК – ДИТЯ НА ПОДРОСТЕ (словарь В.Даля)
Возраст «переходный» - переход от детства к взрослости. Этот возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами.
Складываются черты характера, формы поведения, наращиваются знания, умения, происходит становление «Я», обретается новая социальная позиция. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Половое созревание. Развиваются вторичные половые признаки – внешние черты полового созревания (появление волос, активность сальных желез, отсюда угри, огрубение голоса у мальчиков, изменение фигуры у девочек)
Половая идентификация. Будущие мужчины и женщины. Отличия в мышлении – девочки чаще пользуются интуицией, а мальчики логикой; в ответ на появление чего-то нового у мальчика возникает вопрос «Что это?», «Для чего предназначено?», а у девочки – «Нравится – не нравится, красиво – некрасиво».Ускорение роста, разная скорость развития разных органов, «гормональный взрыв».
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ. Хочу быть как все – хочу быть особенным, выделяться. Период диспропорций в развитии. Внимание к себе, к своим физическим особенностям (недостатки часто преувеличиваются), обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
Стремится к самостоятельности, «взрослости», но реакции зачастую детские, не хватает опыта, не всегда есть возможность проявить свою взрослость.
Возникает новый уровень самосознания, появляется способность и потребность познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию.
Болезненно переносят замечания, особенно если они сопровождаются унижением, пренебрежением, насмешками (тем более публично). Может последовать агрессия, демонстративное неподчинение, неадекватное восприятие, негативная реакция, стремление избежать нежелательных контактов и ситуаций.
Ведущий информационный канал – аудиальный. Потребность в аудиальной информации. Потребность в общении. Музыка, плейеры, магнитофоны, бесконечные телефонные разговоры, многочасовая «болтовня».
Ведущая психологическая деятельность – ОБЩЕНИЕ. (игра, познание, общение, познание себя и своего пути в жизни)
Главный авторитет – мнение сверстников, нормы своей группы, стремление быть равным среди равных, комфортное общение, общие интересы и проблемы. Необходимо ИСКРЕННЕЕ УВАЖЕНИЕ.
Правы те взрослые, которые понимают, что время их монополии прошло. Усложняющийся внутренний мир ребенка требует автономии от любых, даже и доброжелательных внешних влияний. Очередной парадокс на пути возрастного развития: для того, чтобы стать взрослым, ребенок от взрослого отстраняется и целиком погружается в среду своих ровесников.
Отношения с другом становятся предметом самых важных размышлений, помогают постановке жизненных проблем. Внутренний мир становится настолько значимой реальностью, что настоящая жизнь меркнет и блекнет. Так начинается следующий возрастной этап – юношеский возраст.
Ребенок в два года – реалист,
в пять – фантазер,
в девять лет – прагматик,
в тринадцать – моралист,
в шестнадцать – мыслитель и философ.
Может быть, конфликтов с родителями и не будет, если отношения в семье изначально формировались на основе взаимного уважения, самостоятельности и ответственности, доверительности и ненавязчивости. Но внутренние драмы все равно практически неизбежны. В «пустыне отрочества» проблемы возникают одна за другой, и всё надо решать самому.
Как подросток выйдет из этого лабиринта противоречий? Найдет ли близких по духу сверстников? Или закрепится в нем ощущение собственной никчемности? Или обретет уверенность в себе?
В критические периоды личность всегда дисгармонична, но впервые эта дисгармония отчетливо осознается и переживается в кризисе подросткового возраста. Внутренняя противоречивость и напряженность жизни подростка требует и от него, и от родителей мужества и терпения.
Это не только время самопостижения, но и начало самостоятельной работы по созданию собственной индивидуальности и проектированию будущего жизненного пути.
Поговорите с вашими родителями о том, когда вы стали особенно непослушными, «трудными», упрямыми или капризными. В каком возрасте? Что вы сами помните об этом периоде? Как ваши родители реагировали на ваше своеволие? Правильно ли, как вам теперь кажется?