Сайт педагога-психолога

МОУ "СОШ №45" г. Златоуста

Подростковый возраст

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО  ПЕРИОДА

 

Период развития детей от 11 – 12 до 15 – 16 лет. Свойственно бурное физиологическое, психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.


ПОДРОСТОК – ДИТЯ  НА  ПОДРОСТЕ (словарь В.Даля)


Возраст «переходный» - переход от детства к взрослости. Этот возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами.
Складываются черты характера, формы поведения, наращиваются знания, умения, происходит становление «Я», обретается новая социальная позиция. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.


Половое созревание. Развиваются вторичные половые признаки – внешние черты полового созревания (появление волос, активность сальных желез, отсюда угри, огрубение голоса у мальчиков, изменение фигуры у девочек)
Половая идентификация. Будущие мужчины и женщины. Отличия в мышлении – девочки чаще пользуются интуицией, а мальчики логикой; в ответ на появление чего-то нового у мальчика возникает вопрос «Что это?», «Для чего предназначено?», а у девочки – «Нравится – не нравится, красиво – некрасиво».Ускорение роста, разная скорость развития разных органов, «гормональный взрыв».


ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ. Хочу быть как все – хочу быть особенным, выделяться. Период диспропорций в развитии. Внимание к себе, к своим физическим особенностям (недостатки часто преувеличиваются), обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.


Стремится к самостоятельности, «взрослости», но реакции зачастую детские, не хватает опыта, не всегда есть возможность проявить свою взрослость.


Возникает новый уровень самосознания, появляется способность и потребность познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию.


Болезненно переносят замечания, особенно если они сопровождаются унижением, пренебрежением, насмешками (тем более публично). Может последовать агрессия, демонстративное неподчинение, неадекватное восприятие, негативная реакция, стремление избежать нежелательных контактов и ситуаций.

 

 Ведущий информационный канал – аудиальный. Потребность в аудиальной информации. Потребность в общении. Музыка, плейеры, магнитофоны, бесконечные телефонные разговоры, многочасовая «болтовня».
Ведущая психологическая деятельность – ОБЩЕНИЕ. (игра, познание, общение, познание себя и своего пути в жизни)


Главный авторитет – мнение сверстников, нормы своей группы, стремление быть равным среди равных, комфортное общение, общие интересы и проблемы. Необходимо ИСКРЕННЕЕ  УВАЖЕНИЕ.


Правы те взрослые, которые понимают, что время их монополии прошло. Усложняющийся внутренний мир ребенка требует автономии от любых, даже и доброжелательных внешних влияний. Очередной парадокс на пути возрастного развития: для того, чтобы стать взрослым, ребенок от взрослого отстраняется и целиком погружается в среду своих ровесников.  


Отношения с другом становятся предметом самых важных размышлений, помогают постановке жизненных проблем. Внутренний мир становится настолько значимой реальностью, что настоящая жизнь меркнет и блекнет. Так начинается следующий возрастной этап – юношеский возраст.


Ребенок в два года – реалист,
               в пять – фантазер,
               в девять лет – прагматик,
               в тринадцать – моралист,
               в шестнадцать – мыслитель и философ.


Может быть, конфликтов с родителями и не будет, если отношения в семье изначально формировались на основе взаимного уважения, самостоятельности  и ответственности, доверительности и ненавязчивости. Но внутренние драмы все равно практически неизбежны. В «пустыне отрочества»  проблемы возникают одна за другой, и всё надо решать самому.


Как подросток выйдет из этого лабиринта противоречий? Найдет ли близких по духу сверстников? Или закрепится в нем ощущение собственной никчемности?  Или обретет уверенность в себе?


 В критические периоды личность всегда дисгармонична, но впервые эта дисгармония отчетливо осознается и переживается в кризисе подросткового возраста. Внутренняя противоречивость и напряженность жизни подростка требует и от него, и от родителей мужества и терпения.


Это не только время самопостижения, но и начало самостоятельной работы по созданию собственной индивидуальности и проектированию будущего жизненного пути.


Поговорите с вашими родителями о том, когда вы стали особенно непослушными, «трудными», упрямыми или капризными. В каком возрасте? Что вы сами помните об этом периоде? Как ваши родители реагировали на ваше своеволие? Правильно ли, как вам теперь кажется?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz