| ||||||
|
| |||||
Урок 1. Как слушать ребенка?Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувсвт. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего.... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ "помогающего слушания", иначе его называют "активным слушанием".
Что же это значит - активно слушать ребенка? Начнем с ситуаций.
Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трехлетний малыш в слезах: "Он отнял мою машинку!".
Сын возвращается из школы в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: "Больше я туда не пойду!".
Дочка собирается гулять, мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать "эту уродскую шапку".
Во всех случваях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), "слышите" его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать "по имени" это его чувство, переживание.
Повторю высказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка: СЫН: он отнял мою машинку! МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него. СЫН: Больше я туда не пойду! ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу. ДОЧЬ: не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА: Тебе она очень не нравится.
Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычнымии даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать: - Ну ничего поиграет и отдаст... - Как это ты не пойдешь в школу?! - Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Напротив ответы по способу активного слушания показывают что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять её.
Существуют некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Например: СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей. Родитель: Ты на него обиделся. Возможные неправильные реплики: - А что случилось? - Ты что на него обиделся?
Почему первая фраза родителя удачна? Потому что она сразу что родитель настроился на "Эмоциональную волну" сына, что он слышит и принимает его огорчение, во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только "фактами" выспрашивает о них.
В-третьих, очень важно в беседе "держать паузу". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время пренадлежит вашему ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать - в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как выпоняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей. ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (повторение услышанного). СЫН: Да, не хочу. ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства).
Хочу снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот быстнро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |