ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Физиология :
возбуждение пока преобладает над торможением;
развиваются лобные доли головного мозга
крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие;
быстро утомляются, особенно, если находятся в неподвижной позе (не более 10 минут). Из 600 мышц, имеющихся у человека, за позу «сидя» отвечает 250 мышц, в основном мышцы-разгибатели (затылочные, спинные, тазовые), а они у младших школьников развиты ещё недостаточно. Для детей 6-7 лет еще очень затруднительно выполнение тонкокоординированных движений. Письмо шариковой ручкой весьма утомительно. Длительность непрерывного письма – не более 3 минут. Отсюда – необходимость прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев, использование наряду с ручкой и простого карандаша, широкая рабочая строка в начале прописей.
Работоспособность организма (4 фазы)
1. врабатывание – первые 5-7 минут
2. оптимальная работоспособность – наибольшая активность при наименьших психофизиологических затратах – 15 – 20 минут.
3. компенсированное (преодолеваемое) утомление – работоспособность поддерживается за счет эмоционального, нервно-психического, волевого напряжения – 5-10 минут
4. некомпенсированное утомление.
В течение дня наивысшая активность с 10 до 12 часов, спад в 14-15 ч, некоторый подъем с 16 до 18 ч. Домашние задания лучше делать в светлое время дня. В течение недели – наиболее благоприятны вторник и среда.
Пересаживаем детей не менее раза в четверть (зрение, осанка, общение)
Деятельность: ведущий вид деятельности в дошкольный период – игровая, в младшем школьном возрасте – учебная, учебно-познавательная.
6-7 лет – переходный период. Важны игры с правилами, ролевые игры (мышление, волевые усилия, произвольность психических процессов).
Ведущий канал восприятия информации – кинестетический («думают руками»). Важна связь рук с головой. Комментированное письмо.
Режим дня – сон не менее 10 часов, дневной отдых, ежедневная физическая нагрузка – около 2 часов, здоровое разнообразное питание, потребность в кислороде, телевизор – не более 30 минут в день. Навыки самообслуживания. Гигиенические навыки.
Память.
Запоминание
-
хуже запоминается «механический» материал;
-
успешнее заучивается то что представляется важным, нужным;
-
заучивание сходного материала «стирает» предыдущий.
Сохранение
Воспроизведение
Внимание.
-
Непроизвольное – реагирует на внезапный, резкий раздражитель (резкий звук, яркое пятно);
-
Произвольное – сосредоточенность достигается усилием воли.
Восприятие. (формируется посстепенно)
-
Неточность и слитность, неумение выделять из общего фона нужный объект, предмет ( на доске, в книге, в тетради).
Цель – развивать избирательность восприятия.
-
Проводят сравнение и аналогию по случайным признакам.
Цель – развивать наблюдательность.
Мышление.
-
Конкретное, предметное, наглядно-образное. Используем схемы, модели.
-
Логическое, теоретическое мышление начинает формироваться в начальных классах.
-
Ситуативность мышления – многое оценивают по внешним
признакам.
Мыслительные операции, которыми должен овладеть младший школьник:
1. сравнение (по существенным признакам)
2. анализ – разложение целого на элементы, выделение главного, связей между частями
3. запоминание на основе мышления
4. рефлексия, самооценка, самоконтроль
5. планирование
6. развитие воображения как необходимое условие развития мышления
Участие семьи в умственном развитии ребенка.
Не только и не столько обучение дома чтению, письму, математике (как помощь школе), сколько общее развитие своего ребенка. Много читать своему ребенку, беседовать о книгах, фильмах, событиях, расширять представления его об окружающем мире, расширять его чувственный опыт (прогулки в лес, поездки, посещение музея, выставки, театра, интеллектуальные игры – шашки, шахматы, кроссворды, логические задачи, упражнения для внимания и памяти и т.д.) Водить ребенка в кружок, секцию, музыкальную школу, изостудию, бассейн и т.д. Раскрыть потенциал ребенка.