| ||||||
|
| |||||
Каким он станет первоклассником?Однажды я спросила пятилетнего сына своей близкой знакомой, золотой медалистки и блестящей студентки: «Какие оценки ты будешь получать в школе?», и в ответ услышала: «Тройки». Заметив мое недоумение, малыш пояснил: «Единица – самая маленькая оценка, пятерка – самая большая, а тройка – самая лучшая!» Мама этого рассудительного ребенка, улыбаясь, прокомментировала: «За сына я спокойна, к школе он готов»
Готовность бывает разная К сожалению, не все родители первоклассников столь оптимистичны. Даже если малыш уже переступил порог школы, мы все равно порой поглядываем на ребенка с сомнением и тревогой: не рановато ли мы выпустили его во «взрослую» жизнь, не слишком ли он мал, чтобы каждый день носить ранец и дисциплинированно сидеть за партой, готов ли он к этому?
Вот тут-то и надо разобраться, что означает понятие «готовность к школе». Специалисты вкладывают в этот термин гораздо больше смыслов, чем родители, не изучавшие специально такой вопрос. Конечно, для того, чтобы выдерживать новые, непривычные нагрузки, малыш должен достигнуть определенной физической, или антропологической, зрелости.
Имеется в виду уровень развития его тела: рост, длина туловища и конечностей. Существует простой тест на определение физической готовности ребенка к школе: если малыш легко может сомкнуть поднятые руки у себя над головой, значит, уровень зрелости его организма вполне позволяет приступить к учебе. Однако это вовсе не значит, что ребенку гарантирована прекрасная успеваемость. Для того чтобы стать по-настоящему хорошим учеником, малышу необходимо серьезно постараться. И без помощи взрослых ему не обойтись.
Эрудиция – не самое главное Родители будущих первоклассников часто стремятся еще до начала учебы «вооружить» своих чад как можно большим количеством знаний, совершенно справедливо полагая, что ребенок должен быть интеллектуально готов к школе. Но современный мир устроен так, что на малышей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому ребенок может страдать от чего угодно, но уж никак не от недостатка образов и знаний. Проблема в другом: очень часто, получая обилие впечатлений, малыш не умеет их систематизировать, обобщать, выстраивать даже простейшие аналогии. А между тем именно умение совершать мыслительные операции и определяет интеллектуальную готовность ребенка к школе. Еще одна распространенная причина спешной «подготовки» малыша к занятиям – тестовые проверки зачисленных ребят, предусмотренные в некоторых школах. Родителям не стоит бояться этой процедуры: ребенка никто не экзаменует. Психологи лишь помогают родителям лучше понять своего малыша и подобрать для него наиболее подходящую систему обучения.
Для того, чтобы проверить, насколько умственное развитие малыша позволяет начать учебу в школе, можно предложить ему вопросы теста, разработанного психологом Ярославом Йирасиком : Какое животное больше – лошадь или собака? Утром вы завтракаете, а днем … Днем светло, а ночью … Небо голубое, а трава … Черешни, груши, яблоки, сливы – это … Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? Что такое Москва, Ростов, Киев? Который час показывают часы? Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это...? Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что в них одинакового? Почему во всех автомобилях есть тормоза? Чем похожи друг на друга молоток и топор? Чем похожи друг на друга белка и кошка? Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… Какие ты знаешь транспортные средства? Чем отличается старый человек от молодого? Почему люди занимаются спортом? Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Почему на конверт нужно наклеивать марку? Не надо специально «заниматься», «натаскивать», просто разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите, что его интересует, отвечайте на вопросы и поощряйте их возникновение. Это обязательно поможет расширить кругозор будущего школьника и предупредить трудности с учебой. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |